Адаптация продуктовой сети к формату «darkstore + ретейл»

Цель

Адаптировать существующую сеть продуктовых магазинов городского масштаба под запрос рынка и трансформировать её в гибридный формат darkstore с сохранением торговой функции существующих магазинов.

Контекст:

Локальная сеть продуктовых магазинов российского города-«миллионника» в рамках новой стратегии развития предоставила техническое задание на построение торговой сети смешанного типа, сочетающей в себе складские и торговые функции. На фоне ежегодно растущей популярности сервисов доставки продуктов сеть решила захватить свою долю рынка и самостоятельно обслуживать постоянных покупателей, переходящих на дистанционные заказы продуктов.

Ключевые показатели

Количество магазинов сети – 50
Закрываемые точки – 4
Переформатированные точки – 13
Открытие новых точек (в т.ч. складских) - 5
Зона покрытия доставки – город с населением более 1 000 000 человек
case-key

Решение

Команда ML традиционно начала проект с анализа существующей сети, потребностей города, текущего и потенциального спроса, ёмкости рынка. Учитывая сложный формат, подразумевающий и складские, и торговые функции, мы просчитывали эффективность по модулям: darkstore и retail. Построение сети мы провели с помощью платформы по управлению сетями Geonet, где есть и модульный принцип, и уже «вшитые» варианты сценариев.

По сути, изначально создавались две автономные сети с идеальной структурой и географией: сеть складов предполагает быструю и максимально охватную с точки зрения территории доставку, учитывает плотность населения, благосостояние, конкурентную среду, расстояния, дорожную инфраструктуру, общественный транспорт, среднее время в пути. По условиям, обусловленным рынком, доставка в самую отдалённую точку покрытия не должна превышать 1 часа.

Для сети магазинов мы ориентировались на схожие параметры, но их вес менялся, плюс мы включали сценарии расчёта торговых площадей, ориентировались на ассортиментную матрицу сети и видоизменяли список конкурентов.

Самая сложная задача – это объединение двух сетей в одну без потери эффективности каждой из них. В результате должен получиться синергетический эффект и экономия за счёт совместного использования части площадей. Для этого в зоне пересечения функциональных зон рассматривались уже существующие адреса магазинов большой площади и адреса для аренды. Из сети, состоящей из 50 точек, 13 удалось почти без дополнительных вложений переоборудовать в «гибридные» dark & retail store. В рамках запуска первого этапа проекта 5 точек открыли заново, 4 старых и малоэффективных закрыли. В результате заказчик получил оптимальную сеть нового формата при минимальных вложениях за счёт использования ресурсов имеющейся сети.

Результат

Продукты Marketing Logic и совместная командная работа с экспертами сети позволили выстроить новую сеть гибридного формата в рамках новой стратегии по выходу на рынок доставки. Существовавшая на момент трансформации сеть позволила значительно сократить вложения, а геоанализ – максимально использовать её потенциал.

«Нам было интересно поучаствовать в этом проекте: во-первых, нетривиальная задача по переформатированию сети сама по себе интересна, а, во-вторых, это потенциально очень перспективное направление. Мы уже делились открытыми данными в DP.ru: в 2018 году доставка продуктов росла примерно на 45% год к году и достигала 20 млрд рублей с лишним, в 2019–м рост ускорился и объём рынка был уже более 40 млрд рублей, по итогам 2020, полагаем, будет рост до 135 - 140 млрд рублей», - рассказывает об участии в проекте управляющий партнёр Marketing Logic Дмитрий Галкин.