Антифрод: как сэкономить 100 млн. рублей в ретейле

Цель

Проанализировать данные и установить контроль за продажами, движением товара, использованием скидок и программ лояльности. Пресечь злоупотребление и мошеннические действия.

Контекст:

В Marketing Logic обратилась крупная федеральная сеть ретейла. Компания из-за большого масштаба, разветвлённой сети и оборота товаров и денежных средств теряла в совокупности до 100 миллионов рублей в год из-за мошеннических операций, злоупотребления программами лояльности, сокрытия недостач товара и других менее распространённых схем обмана. Служба безопасности и финансового мониторинга компании из-за большого объёма операций выявляла только часть сомнительных случаев и в подавляющем большинстве (почти 100% случаев) уже по факту совершения обмана.

Ключевые показатели

Количество магазинов сети – более 300
Количество проанализированных операций – более 10 000 000
Количество target-кейсов: более 50
Стоимость решения — 12 000 000 рублей
Экономия клиента (в год) – до 100 000 000 рублей
case-key

Решение

Основной задачей проекта стала разработка ПО для оперативного мониторинга операций и своевременное уведомление служб финмониторинга и безопасности компании о потенциальном обмане или мошенничестве. Технически проект состоял из 3-х этапов: сбор и анализ большого объёма данных об операциях сети с выделением в отдельный сегмент всех подозрительных. Создание нейросетей и их обучение на собранных данных. Третьим этапом стало внедрение системы и интеграция с существующим в компании программных обеспечением.

В ходе проекта совместная команда ретейлера и Marketing Logic проанализировали операции продаж и товародвижения, а также на сопровождающий их документооборот. Для выявления подозрительных операций был составлен список кейсов, на основе которых были сформулированы правила контроля и алгоритмы для анализа массива транзакций из внутренних ИТ-систем торговой сети. По мере анализа и настройки системы мы подготовили и оптимизировали для постоянного использования более 50 кейсов. Иными словами, их можно назвать видами мошеннических схем, которые система мгновенно распознаёт и извещает о потенциальной опасности. Анализ данных ещё на этапе подготовки и обучения ИИ позволил скорректировать бизнес-процессы и убрать из них ряд уязвимостей. При подозрительной операции были предусмотрены дополнительные действия контроля.

После внедрения система обработки и аналитики всех бизнес-процессов, связанных с движением и реализацией товара, позволили выявить десятки тысяч (!) случаев превышения или злоупотребления должностными полномочиями и нарушения инструкций, что позволило компании экономить от 60 до 100 миллионов рублей в год.

Дальнейший анализ уже работающей системы «Антифрод» показал возможности следующего шага: добавление новых источников данных, например, интеграция с системами видеоаналитики, позволяет уточнить имеющиеся кейсы и разработать новые модели для прогноза мошеннических действий. Такая доработка позволит клиенту дополнительно сэкономить ещё около 10-15 миллионов рублей ежегодно.

Результат

Продукт Marketing Logic позволил снизить риски проведения мошеннических операций, усилил контроль за товаро- и документооборотом, финансовыми потоками и действиями сотрудников компании. Совокупный эффект позволил ретейлеру сэкономить до 100 000 000 рублей в первый год использования.

«Ущерб от внутреннего мошенничества может быть как явным – в виде завышения скидок за счёт использования бонусных и скидочных карт, махинаций с возвратами, продажей дорогого товара под видом дешёвого, «виртуального» оказания услуг, так и косвенным – в виде завышения личных продаж или отработанного времени, сокрытия недостач, придерживания товара до периода скидок, а также в виде множества других более или менее распространённых вариантов обмана компании. Отдельно стоят кейсы, связанные с соблюдением технологий обслуживания, внутренних регламентов и отражением операций в системах, которые не наносят прямого ущерба, а существенно повышают нагрузку на бэк-офис», - рассказывает о неявных потенциальных рисках, на которые также ориентирована система «Антифрод», управляющий партнёр Marketing Logic Дмитрий Галкин.